Назад

ГРЕЧЕСКИЙ ГИМН БОГУ СОЛНЦА – ПЕРВАЯ ПОЭМА ЕВРОПЫ

Вечером 3 июля 1908 года итальянская археологическая экспедиция под руководством Луиджи Пернье, проводившая раскопки древнего критского города Фест, обнаружила уникальный памятник письмености. Это был обожженный глиняный диск диаметром около 16 см, с обеих сторон которого по спирали были нанесены рисуночные знаки. Эти знаки отличались от других систем письма древнего Крита и, несомненно, представляли собой особую письменность – как предположили многие исследователи, созданную специально для записи священных текстов. Уникальный памятник письма, названный «Фестским диском», сразу же привлек внимание и ведущих ученых (среди них – великого Артура Эванса), и любителей.

Фестский диск принято датировать приблизительно 1600 годом до н. э., то есть ему около 3600 лет! На диск нанесено 242 знака, из них 45 разных. Некоторые знаки встречаются только по одному разу, некоторые – по несколько, а знак, изображающий голову в лучах солнца, нанесен 19 раз. И изображение этого знака, и сама форма диска дают основания связывать его с культом солнца. Этот культ на Крите был очень сильным, и Гелиос считался покровителем критских царей. Название города Фест, где найден диск, означает «светлейший». Расположение знаков на диске и особенности их объединения в группы говорят о том, что диск не только содержит текст, но и символизирует календарь.

В течение столетия со времени открытия Фестского диска были сделаны сотни попыток прочесть его. Большинство таких попыток принадлежит людям, далеким от языковедения, от научных методов дешифровки древних текстов. Хотя надо отметить, что и непрофессионалы порой высказывают ценные мысли и наблюдения, способствующие продвижению в поисках научной истины.

Тот факт, что, несмотря на многие попытки, Фестский диск до сих пор не был удовлетворительным образом прочтен, объясняется несколькими причинами. Во-первых, многие исследователи до сих пор убеждены, что диск изготовлен не на Крите и его текст написан на каком угодно языке (от баскского до финского, от кавказских до праславянского), но не на греческом – хотя факты утверждают обратное. Во-вторых, спиральную надпись диска часто читают изнутри наружу, хотя давно доказано, что ее надо читать снаружи внутрь. В-третих, многие приступают к собственному чтению диска, не изучая предварительно достижений и ошибок предшественников.

В 1998–2000 годах автором этих строк было предпринято комплексное исследование Фестского диска – его культурного контекста, расположения и значения знаков. Работа велась изо дня в день по много часов, изучались все стороны критской культуры, для сравнения привлекались письменности и языки многих уголков мира. Было установлено, что знаки диска представляют собой преимущественно иероглифы, изображающие слова или части слов. (Ранее ошибочно считалось, что большинтво знаков диска изображают отдельные слоги.) Те знаки диска, которые являются слоговыми, читаются по аналогии с другими критскими письменностями. Был сделан однозначный вывод о том, что чередование некоторых знаков диска отражает чередование звуков в греческом языке, происходившее более 3500 лет назад. И знаменитый Фестский диск заговорил –  по-гречески!

Принцип любого письма, пользующегося иероглифами, – запись того слова, которое трудно изобразить, с помощью похожего по звучанию слова, которое изобразить легко. Так, например, древний египтянин вместо сложного изображения бога земли по имени Геб изображал утку, которая называлась созвучно – геб. Самым трудным делом при дешифровке Фестского диска был подбор созвучных слов. Так, например, если рядом изображены голубь и гвоздь, то надо было найти такие названия голубя и гвоздя в древнегреческогм языке, которые вместе могли бы передавать осмысленный текст. Одно из названий голубя созвучно со словом «свет», а одно из названий гвоздя созвучно с именем солнца – Гелиоса. Сочетание двух знаков читается «свет солнца» – это выражение встречается и у Гомера!

Знаком «корабль» передается близкое по звучанию слово «новый». На Фестском диске в нескольких местах говорится о том, что солнце – «вечно новое». Это выражение употреблял Гераклит – но текст Фестского диска написан более чем за тысячу лет до Гераклита!

Постепенно с большим трудом был переведен практически весь текст Фестского диска. Отдельные места вызывают сомнения, в некоторых случаях возможны разные варианты чтения и понимания текста. Однако общее содержание этого древнего священного памятника совершенно ясно. Это – древний критский гимн в честь главного критского божества, носящего два имени – Зан (критская фома имени Зевса) и Гелиос. Критский Зан – это ежегодно возрождающийся бог солнца, природы и календаря. Его близкий родственник – древнейший римский бог Янус. Именно с целью совершить поклонение Зану прибыл на Крит великий Пифагор. Чтение текста полностью подтверждает предположения о связи диска и с солнечным культом, и с календарем. Упоминаются в тексте диска также Талос (еще одно критское имя бога солнца) и Гиперион (имя отца Гелиоса и эпитет самого Гелиоса).  

Уже при первом взгляде на текст Фестского диска видно, что многие знаки и целые группы знаков на нем повторяются – это свойственно молитве, религиозному гимну, священной поэме. Приведем отрывки перевода текста Фестского диска – выдающегося произведения древнейшей греческой литературы.

«Зан и Гиперион! Вечно новый, вечно горящий! Зан, Гелиос пылающий!.. Зан и Гелиос Талос, идущий (по небу) Гелиос! Зан и свет солнца!.. Зан вечный и солнечный свет вечный, царь ты!»

«Зан, Гелиос возобновляющийся, Гелиос вечно новый, пылающий и вращающийся!.. Зан вечно идущий, вечно вращающийся, вечно находящийся в вышине, вечно новый!»

Текст, скрывающийся за рисуночными знаками священного диска из Феста, – гимн богу солнца и вечного возрождения, первая в Европе поэма, первое произведение европейской литературы, по своему величественному содержанию не уступающее древним гимнам Египта и Месопотамии. Кроме того, поскольку знаки Фестского диска оттиснуты на сырой глине специальными печатями, этот диск – еще и первый в мире печатный текст.

Итак, более трех с половиной тысяч лет назад греки жили на Крите и имели великих поэтов, создававших священные гимны, и искусных мастеров, запечатлевавших эти тексты на глине и тем самым сохранявших их на многие века и тысячелетия.  

Ю. Мосенкис
академик Украинской академии наук
национального прогресса

Назад

Хостинг от uCoz