КАК СЛОЖИЛСЯ МИФ ОБ АТЛАНТИДЕЛитература об Атлантиде огромна – тысячи книг и десятки тысяч статей на многих языках. Прочесть все это невозможно, а разобраться в проблеме очень хочется. Возможный выход – попробовать посмотреть на миф глазами тех людей, среди которых он существовал. Общим местом в литературе по «атлантологии» является утверждение о том, что первоисточник сведений об Атлантиде – диалоги Платона «Тимей» и «Критий». Это верно, но лишь отчасти. Платону принадлежит некий синтез образа, компоненты которого были известны задолго до него. Итак, миф об Атлантиде очень сложный и состоит из многих составляющих. Во-первых, остров в Атлантическом океане. Такие острова есть и вне мифов – Канары, Мадейра, Британия, Ирландия… С ними жители восточных берегов Средиземного моря (египтяне и критяне) были знакомы давно. Культура Канарских островов во многих своих проявлениях близка культуре древнего Крита. Остров в Атлантическом океане, который отождествляют с Мадейрой, был известен этрускам. Знаменитое кольцо священных камней в Британии – Стоунхендж – построено, как считают, при участии египетских или критских мастеров. Ирландские легенды повествуют о нескольких волнах переселенцев из Греции. Наконец, греческая легенда об Аполлоне, посещающем свой храм на севере, давно связываеся исследователями со Стоунхенджем как солнечной обсерваторией и, с другой стороны, с кельтским преданием о сказочном острове Аваллоне, имя которого ассоциировалось с Аполлоном. Во-вторых, сюжет о затоплении острова. Легенды о потопе известны по всему миру. Всемирный потоп, по наиболее правдоподобной версии, – это таяние последнего ледника 12–10 тысяч лет до н. э. Кроме того, был и древний прорыв Атлантического океана в Средиземное море (который Б. Л. Богаевский связывал с мифом об Атлантиде), и прорыв Средиземного моря в Черное (Дарданов потоп в греческой мифологии), и, наконец, взрыв вулкана на острове Санторин около 1450 года до н. э. Все эти катастрофы могли сливаться в народной памяти, и более поздние события активизировали воспоминания о более древних. В-третьих, «Пра-Афины», противостоявшие Атлантиде. В. Я. Брюсов справедливо отмечает, что классические греки не помнили о крито-микенской цивилизации, а египтяне помнили. «Праафинское» государство, описанное Платоном, – это цивилизация, центрами которой были открытый А. Эвансом Кносс (столица Крита) и открытые Г. Шлиманом Микены. Египтяне поддерживали тесные контакты с этой культурой и вполне могли рассказать о ней Солону, на которого ссылается Платон. Особое внимание стоит обратить на образы западных островов («островов блаженных») в греческом фольклоре. Геракл, совершая свой десятый подвиг, посещает остров Эрифия, лежащий далеко на запад от Испании. Одиссей (сюжеты о котором считаются очень древними) посещает остров Огигию на крайнем западе. Одиссей выдает себя за критянина, и его имя с очень древним звуковым чередованием (Одиссей – Улисс), вероятно, происходит от названия критского города Олус. Очевидно, один из прототипов Одиссея – критский мореплаватель ІІІ тысячелетия до н. э. Образ райского острова, исчезнувшего в волнах, известен и в народном творчестве египтян – это знаменитый «Рассказ потерпевшего кораблекрушение» («Папирус № 1115», хранящийся в Санкт-Петербурге). Итак, жители Восточного Средиземноморья (египтяне, накапливавшие многие древние знания, и критяне, ходившие в далекие морские походы) имели свои государства уже в начале ІІІ тысячелетия до н. э., знали о существовании населенных островов в Атлантическом океане и слышали о разных потопах. Мог сложиться обобщенный образ острова со своей культурой, погрузившегося в море. На стыке Европы и Азии общие мифологические сюжеты известны с глубокой древности. Так, предполагают, что египетский «Рассказ потерпевшего кораблекрушение», греческий сюжет об Одиссее и арабские сказки о Синбаде-мореходе восходят к общему источнику едва ли не IV тысячелетия до н. э. Жителям берегов Средиземного моря был известен не только Атлантический океан, но и Америка – у Платона это противолежащий материк, охватывающий океан (точное определение атлантического берега двух Америк). С другой стороны, у римских историков есть сообщение о лодке с краснокожими гребцами, прибывшей с запада. Наконец, что послужило прообразом сообщения Платона о войне атлантов и праафинян? И кто такие атланты? Единственным известным нынешней науке народом, занявшим «Европу до Тиррении (Италии)» и «Ливию (Северную Африку) до Египта», были иберы – племена, говорившие на берберо-ливийских языках. Это население Северной Африки до распространения там арабов. В ІІІ тысячелетии до н. э. иберы совершали активное движение – не только заселили Пиренейский (Иберийский) полуостров, но и двинулись на север во Францию, Британию и Ирландию. Их следы найдены в Италии, на Сицилии и Сардинии. Во времена расселения иберов египетская и крито-микенская цивилизации были довольно развитыми и должны были заметить активность западных племен, а может быть и столкнуться с ними – если не на суше, то на море. Тем более, что иберийское мореплавание, как считается, стояло на достаточно высоком уровне – по одной из версий, иберы были одними из первых жителей Старого Света, плававших в Америку. В пользу отождествления атлантов с иберами говорит и гора Атлас в Северной Африке, на которую давно обратили внимание атлантологи. Дата гибели Атлантиды – за девять тысяч лет до Солона, т. е. в Х тысячелетии до н. э. – относится к потопу, то есть таянию последнего ледника, после чего происходит «неолитическая революция» и активное развитие земледелия, скотоводства, градостроительства, металлургии, письменности. Учитывая современные сведения о существовании в Египте цивилизации, построившей сфинкса за несколько тысяч лет до первых пирамид, нельзя исключать, что египтяне могли помнить и о всемирном потопе – таянии последнего ледника. Надо заметить, что кроме открытий в атлантологии бывают и «закрытия». Предполагают, что сюжет о греческом демоне по имени Силен, который рассказывает об острове на западе в океане – это не подтверждение мифа об Атлантиде, а пародия на греческого законодателя Солона, якобы написавшего поэму об Атлантиде, о которой он узнал в Египте. Но это означает, что ссылка Платона в рассказе об Атлантиде на Солона – не фиктивна. Итак, миф об Атлантиде доступен для вполне научного изучения. В нем могут быть выделены компоненты, восходящие к конкретным историко-географическим знаниям египтян и прагреков, а также к их мифологическим сюжетам, известным задолго до Платона. Тексты философа – это не исходная точка мифа об Атлантиде, а его окончательное оформление. Ю. Мосенкис
|