Назад

ГРУЗИНЫ – СОЗДАТЕЛИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

The Georgians as Creators of Ancient Egyptian Culture
(Из цикла «Грузинские истоки первых цивилизаций»)

В древнем Египте почитался бог луны и знаний Тот (Thoth), более древняя форма имени которого – Джехути (Dehuti). Он считался «владыкой чужеземных стран» и создателем всей интеллектуальной жизни Египта. Он руководил временем, создал письменность и счет, бог магии. «Происхождение культа Тота относится к древнейшему периоду»1. Форма его имени – Джехути – соответствует реконструированному лингвистами пракартвельскому названию луны *dus1te, лучше всего сохранившемуся в сванском – došd-ul «луна». Другая форма имени – Тот – находит яркие параллели в других картвельских языках: грузинск. ttue (ththue) и мегрельск. tuta (thutha) «луна». Исключительно важна параллель в шумерском – itud «луна».

Культ луны на древнейшем Кавказе хорошо известен, и он вполне мог быть заимствован с Кавказа или из Малой Азии (где за несколько тысяч лет до н.э. жили картвелы – согласно Н.Я.Марру, А.С.Хаханашвили, А.С.Сванидзе и др., и где была древняя карвельская государственность – согласно И.А.Джавахишвили) в Египет. Очевидно, это произошло еще в догосударственный (додинастический) период египетской истории.

Было бы ошибочным думать, что египтяне до прихода картвелов не имелисвоего обозначения для такого важнейшего небесного объекта, как луна (имеющего и календарное, и магическое значение). В древнеегипетском языке имеется другое обозначение луны (в том числе как божества) – Ях, имеющее соответствия в других афроазиатских языках. Картвелы принесли в Египет, надо предполагать, свой особый культ луны, связанный с мудростью и магией.

Общими для древнеегипетского и картвельских языков являются такие важнейшие термины культуры, как «строить» (д.-ег. ked – пракартв. *ked-), «хлеб» (д.-ег. berry, сопоставляемое с чадским bur-«мука» – груз. puri) и др. Особое внимание надо уделить таким параллелям, как груз. upali «всевышний»(корень up-) – д.-ег. uben «поднимающийся» (есть соответствие и в древнеэламском – верховный бог Hupan, давно сопоставляемый с груз. upali).

Груз. batoni «господин» (когда-то, очевидно, было царским титулом – вспомним batoni-švili «царевич») соответствует д.-ег. титулу biti «царь» (титул царя нижнего – по течению Нила, то есть северного Египта). Египетский титул обычно сопоставляют с древнеливийским batt- «царь» (известным, в частности, по древнегреческим источникам). Соответствие грузинского термина именно северноегипетскому вполне понятно:  северный Египет ближе к малоазиатско–кавказскому региону – древнейшему очагу пракарвельского языка и культуры.

Главная идея древнеегипетской религии – вечное возрождение, воплощенное в образе Осириса (д-ег. Usir), для которого предполагают неегипетское происхождение2. Это имя, как считают, возникло в доисторическую эпоху и означает «произрастание»3. Это имя соответствует грузинскому обозначению роста: zrda «рост», vzrdi «я его выращиваю», vizrdebi «я расту».

«Царствуя над Египтом, он Осирис отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов… Первоначально, видимо, Осирис был местным богом города Джеду (Бусирис) в восточной части Дельты Нила…»4 Здесь упомянуты хлеб и строительство, обозначаемые терминами, общими для древнеегипетского и картвельских языков. А восточная часть дельты Нила, где появился культ Осириса, – место на пути с Кавказа в Египет. Осирис, по древнеегипетской мифологии, пользуется поддержкой бога Тота5, о картвельском происхождении которого говорилось выше.

Итак, два главнейших египетских бога, считавшиеся в Египте чужими и принесшие туда культуру, мудрость, религию, оказались грузинскими (картвельскими). Параллели в грузинском языке имеют многие важные термины древнеегипетской культуры, в том числе царский титул. Мы можем предположить, что в IV тысячелетии до н.э. (а, может быть, и ранее) в Египет пришли, принеся с собой основы культуры и государственности, грузины-пракартвелы.

Юрий Мосенкис,
доктор филологических наук


1 Мифологический словарь. – М., 1991. – С. 547.

2 Мифологии древнего мира. – М., 1977. – С. 73.

3 Мифологии древнего мира. – М., 1977. – С. 70.

4 Мифологический словарь. – М., 1991. – С. 418–419.

5 Мифологический словарь. – М., 1991. – С. 547.


Назад

Хостинг от uCoz