Лабиринт родился в УкраинеПроисхождение древнего символа жизни и охраны жилища Как железо притягивается магнитом, так лабиринт все продолжает и продолжает притягивать мысли и эмоции многих – от археологов и историков архитектуры до любителей магии и поэтов, пишущих в форме лабиринта стихи. Вот, например, некоторые названия книг о лабиринтах, вышедших в 1990-х годах в разных странах: «Прогулка по священной тропе: Новое открытие лабиринта как священного орудия», «Песчаный лабиринт», «Лабиринт в культуре и обществе: Пути к мудрости», «Земляные и другие лабиринты», «Тайна лабиринта», «Геометрия лабиринта», «Идея лабиринта от классической античности через средние века», «Возрождение лабиринта», «Лабиринт в мысли и в мире: Лабиринты в современной литературе», «Лабиринт – символ страха, возрождения и освобождения», «Лабиринты Реймского собора» и многие другие. Но даже самые современные книги далеки от той глубины духовного познания мира, которая была свойственна древним символам, воплощавшимся в загадочных мифах и проходящих через тьму веков архитектурных сооружениях. Древний человек, согласно современным иследованиям, делал попытки запечатлеть информацию на камне уже более 300 тысяч лет назад. Первые представители людей современного вида, жившие десятки тысяч лет назад, уже активно наблюдали за небесными светилами, изображали солнце, луну и звезды, животных и самих себя. История искусства насчитывает многие и многие тысячелетия. Но, кроме так называемых реалистических рисунков (натуральных изображений, пусть даже имевших магическую функцию), были и рисунки символические – и среди них одно из главных мест занимает лабиринт. Считается, что эта фигура была известна около пяти тысяч лет назад (изображение этого времени найдено в подземном захоронении на острове Сардиния). Но, как выяснилось, лабиринт родился гораздо раньше – и это произошло в Украине. Как много раз отмечали специалисты, наряду с археологическими памятниками важнейшим источником наших знаний о материальной и духовной культуре древних времен является язык. Так, например, в Грузии жилой комплекс в виде лабиринта называется Лодовани, что означает «место больших камней». Название этого уникального кавказского сооружения очень напоминает так называемые мегалиты («большие камни»), хорошо известные культовые постройки древности, распространенные от Западной Европы до Восточной Азии. (На возможную связь лабиринтов с мегалитами указывает и Ариэль Голан, автор нашумевшей книги «Миф и символ», русский перевод которой вышел в Москве в 1993 году). На основе изучения языковых свидетельств можно составить довольно яркое впечатление о том, как выглядел тот или иной дом или город прежних эпох. Крупнейший украинский историк Михаил Грушевский описывает в «Истории Украины-Руси» праславянское жилище именно по данным языка: реконструкция строительных терминов позволяет дать описание самих феноменов материальной культуры. Как отмечал автор первого в современной западноевропейской литературе детектива Эдгар По, нет такой загадки, загаданной человеческим разумом, чтобы другой человеческий разум, направленный должным образом, не мог ее разгадать. Ключом к выяснению происхождения и архитектурно-мифологического смысла лабиринта является прежде всего его название. Греческое слово «лабиринт» означало и архитектурное сооружение, и танец соответствующей формы, и, что особенно важно, спиралевидную раковину. О происхождении этого слова существуют самые разные мнения. Считали, например, что в его основе – название священного двустороннего топора «лабрис», изображения которого обнаружены на стенах критского лабиринта – царского дворца. Есть мнение, что это слово – египетского происхождения (поскольку и сам критский лабиринт считался копией египетского). Слово выводили то от тронного (священного) имени построившего египетский лабиринт фараона (Ламарис), то от предполагаемого названия самого египетского лабиринта («Лопероунт» – «Храм при входе в озеро»). Но самой вероятной является связь слова «лабиринт» с греческим словом «лавра», означающим «ущелье в горах». (Следует вспомнить и священные пещеры на Крите, в которые совершали паломническтво и царь-жрец Минос, и ученый-жрец Пифагор. На символическую связь лабиринта и пещеры указывает археолог и культуролог А. Голан.) Итак, лабиринт скорее всего первоначально воспринимался как ущелье. И здесь язык идет рука об руку с историей материальной культуры, а точнее – архитектуры. Известный архитектуровед С. О. Хан-Магомедов подчеркивает значительную схожесть дагестанских изображений лабиринтов с критскими – и дагестанское слово «лвар» – «ущелье» – практически тождественно греческому слову, лежащему в основе названия лабиринта. Но вернемся к греческому пониманию лабиринта как спиральной раковины. В украинском языке есть поразительно точное соответствие – слово «равлик-павлик», означающее улитку. Это слово известно в разных вариантах (лаврик, равл, равль, раврик), но его происхождение остается загадочным, а предполагаемая связь с именами Лавр и Павел сомнительна и вряд ли может быть чем-нибудь обоснована. Есть основания считать, что исходной была форма «лавр», которая затем была вытеснена пришедшим из латинского языка созвучным словом, обозначающим растение. Украинское название улитки оказывается тождественным с греческим обозначением ущелья, лабиринта и спиральной раковины. Это слово, как и многие другие термины культуры (в том числе строительно-архитектурные), осталось в украинском и греческом языках от тех времен (за несколько тысячелетий до новой эры), когда Украина и Балканы были тесно связаны, и эта связь проявлялась во всех областях деятельности – от мифологии до архитектуры. Изображения лабиринтов так или иначе связаны со многочисленными изображениями священных спиралей на древних каменных сооружениях. Ученые считают, что «спираль может рассматриваться как исходная точка формирования лабиринтов различного типа». Известный писатель Владимир Набоков называет спираль одухотворением круга. Спираль занимала важнейшее место в орнаменте Трипольской культуры, процветавшей на большой территории от Киева до Балкан 6–4 тысячи лет назад. Специальное исследование спирали в древнем орнаменте Днестро-Дунайского региона предпринял крупный украинский ученый Олег Кандыба (как писатель известный под псевдонимом Олег Ольжич). Еще одна форма, непосредственно связанная с лабиринтом, – знаменитый меандр. Первоначально так называли речку в Малой Азии (современная Турция), отличавшуюся извилистым течением. В греческом искусстве меандр стал очень популярной фигурой. Считается, что меандровый узор с берегов Эгейского моря мог заимствоваться даже в древний Египет – и язык подтверждает это предположение: слово «мехену», означавшее в древнеегипетском языке спиралеподобный завиток, родственно названию меандра. Но вопрос о происхождении этой формы снова приводит нас в Украину. Наталья Македон и Валерий Петущак, совершившие вдвоем на небольшом судне кругосветное путешествие, посвятили одно из своих научных исследований проблеме древнейших культурных связей Украины с другими странами. Их заинтересовал меандровый ромб – узор, имеющий природное происхождение. Много тысячелетий назад один из охотников, живших на территории Украины, разрезал клык мамонта и увидел на срезе этот орнамент. «Древний человек думал, что силу и могущество давал зверю этот магический знак, который находился всередине его клыка. Человек решил, что когда и он будет иметь на себе этот знак, то будет так же могуществен и вынослив, как мамонт. И этот знак стали вырезать на печатях, браслетах, статуэтках богинь и других изделиях из кости, а позже – вышивать на одежде, рушниках, ткать на коврах, рисовать на посуде». Именно из Украины заимствовали этот священный узор многие другие народы. Н. Македон и В. Петущак отмечают, что широкое распространение меандрового орнамента достигло еще в глубокой древности даже таких далеких от Украины территорий, как острова Новой Зеландии. Восприятие лабиринта во многом соответствовало вышеописанному восприятию меандра. Лабиринт как подражание движению солнца и как изображение свернувшейся в кольцо змеи символизировал вечную жизнь, вечное возрождение, «круг вечного возвращения», как выражался один из самых выдающихся исследователей мифов всего мира Мирча Элиаде. Кстати, по свидетельствам археологии, поклонение змее как символу вечности жизни было очень распространено и играло особую роль в древнейшей Украине Важнейший материал дает Мезинская стоянка древних охотников, открытая в селе Мезине на Черниговщине в 1908 году крупнейшим украинским антропологом и специалистом по древней истории Федором Вовком. “Меандровый орнамент с мезинской стоянки является древнейшим не только на территории Украины, но и во всем мире. Он появился на несколько тисячелетий раньше, чем в Древней Греции”, – пишет Анна Кульчицкая, автор книги “Трипольский орнамент и украинская вышивка ХХ века” (Львов, 1995). Харьковский культуролог Лидия Стародубцева подчеркивает, что первые изображения лабиринтов возникли еще в древнекаменном веке, и как пример приводит именно “мотив лабиринта на загадочных изделиях из Мезина (их возраст – примерно 20–30 тыс. лет)”. Заслуживает внимания то, что Л. Стародубцева, описывая глиняные священные модели древнегреческих домов, отмечает, что меандры, изображенные на их внешних стенках, по своей функции тождественны лабиринтам и призваны защищать дома от враждебных сил – запутывать врагов (не случайно английское название лабиринта означант именно “путаница”). Спиральный орнамент, близкий к лабиринту, обнаружен на сосуде, относящемуся к древнейшему периоду так называемой Буго-Днестровской культуры, которая предшествовала Трипольской. Л. Стародубцева заметила, что египетский иероглиф, обозначающий дом, похож на меандр. Можно добавить, что аналогичный знак был известен и на древнем Крите (при том, что и другой египетский иероглиф – “дворец” – был рано заимствован на Крит). Впрочем, роль лабиринта и меандра в архитектуре может быть темой особого исследования. Итак, археология и языкознание свидетельствуют о том, что лабиринт и его ближайшие “родственники” – спираль, меандр – не только были хорошо известны древнейшим охотникам и шаманам, земледельцам и художникам, жившим в Украине многие сотни и тысячи лет назад, но и распространялись, вероятнее всего, именно отсюда, заимствовались другими народами и другими культурами. Ю. Мосенкис
|