ПРАЯЗЫК: ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ И НАУКАВыдающийся языковед и философ языка Александр Потебня писал, что "сравнение, начатое внутри одного языка, вовлекает в свой круг все остальные языки... Мысль о сравнении всех языков есть для языкознания такое же великое открытие, как идея человечества для истории." О множестве языков мира и их происхождении задумывались еще древние египтяне. Они полагали, что различие языков основано на различном положении языка органа речи во рту. Чтоб усвоить чужой язык, считали они, нужно просто изменить положение языка во рту, "перевернуть" его. Египтяне считали себя древнейшим народом. Один из фараонов решил проверить: а какой язык древнее всех? Он задумал хитроумный и жестокий эксперимент выяснить, на каком языке заговорят дети, если их не учить никакому языку. Фараон считал, что язык, которому не нужно учиться, это и есть древнейший естественный язык, присущий человеку от природы. Надо ли говорить, что эксперимент не оправдал ожиданий фараона. Размышления о древнейшем естественном, природном языке, отражающем суть называемых предметов и явлений, были очень популярны и в Древней Греции, и в Древнем Китае. Считалось, что позднейшие языки лишь искажения древнейшего правильного. "Определенная правильность имен врожденна и эллинам, и варварам, причем всем одна и та же",- писал Платон. Некоторые древние философы полагали, что в искажении слов, в затмении их первоначальной сущности корень всех зол. "Необходимо исправить имена /т.е. слова/",- указывал Конфуций. Немалое внимание уделяет вопросам языка Библия. Сначала Бог словом создает мир: "И сказал Бог... И стало так." Затем Адам дает имена "всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым". По Библии, все время до Вавилонского столпотворения и расселения потомков Ноя существовал лишь один язык во всем мире. "На всей земле был один язык, одно наречие" /Бытие II:1/. Этот язык был "смешан" в наказание за дерзкий поступок людей попытку построить Вавилонскую башню высотой до небес. Люди перестали понимать друг друга. Это считалось величайшей карой. В тексте Библии ничего не сказано о том, на каком именно языке говорили от Адама до Ноя. Попытки комментаторов "доказать", что это был тот или иной известный им язык, ни к чему не приводили. "Язык Адама" оставался загадкой. Наконец был сделан вывод, согласующийся с современной наукой: древнейший язык человечества не один из известных языков, а какой-то иной, тесно связанный с природой. Ученые позднего Средневековья считали, что "смешение языка" /не языков ведь язык сначала был только один!/ осуществлено Богом не "тайными и недоступными нашему пониманию способами" /как за тысячу лет до них полагал Августин Блаженный/, а по определенным законам. Поэтому, исходя из существующих языков, можно восстановить первичный язык. Это мнение также согласуется с современной наукой. Не одно тысячелетие существует теория происхождения всех языков мира из одного источника. Она получила название теории языкового моногенезиса /от греч. монос "один" и латин. генезис "происхождение"/. Если раньше в эту теорию можно было верить или не верить /а многие верили!/, то в XX веке ее доказывают. Чем более отдаленным является родство языков, тем меньше общего у них сохранилось. Близость славянских языков друг к другу можно продемонстрировать, приведя тысячи подобных слов и грамматических форм. Родство славянских языков о германскими и романскими, армянским и греческим менее выражено, но все же очевидно. Достаточно попросить носителя одного из этих языков посчитать до десяти и станет ясно, что он "языковой родственник" славян. Группа славянских языков входит в обширную языковую семью, называемую индоевропейской. Все языки этой семьи родственны между собой. На языках этой семьи говорит свыше двух миллионов человек на всех континентах. Более отдаленным и поэтому еще менее выраженным является родство славянских языков с такими языками, как, например, венгерский, турецкий, монгольский, арабский, грузинский. Для выявления этого языкового родства требуются специальные исследования, и они успешно проводятся многими языковедами. Наконец, наиболее отдаленным является родство между славянскими языками и языками коренного населения Африки, Америки, Австралии, Современное состояние научных знаний позволяет с большой долей уверенности говорить о том, что все языки мира родственны между собой. Необходимо заметить, что понятие родства каких-либо языков обязательно предполагает их происхождение из одного источника, В некоторых случаях такой общий источник зафиксирован письменно. Например, латинский язык источник современных романских, древнемонгольский язык источник современных монгольских. Но чаще праязык нескольких или многих языков не отражен на письме, и его приходится реконструировать на основе современных языков. Методы реконструкции в языкознании достигли завидного совершенства, и восстановление исчезнувших языков производится с большой достоверностью и точностью. Неоднократно бывали случаи, когда новооткрытые письменные памятники /на уже известных или даже ранее неизвестных языках/ подтверждали давние реконструкции. В этом отношении языковедение подобно не только палеонтологии, где по отдельным косточкам восстанавливают облик целого доисторического животного, но и астрономии, где могут "на кончике пера" открыть т.е. вычислить, иными словами предсказать существование небесного объекта, который лишь потом наблюдают /так было с открытием самых отдаленных планет Солнечной системы Нептуна и Плутона/. Нынешняя наука о языке мощное орудие, позволяющее "вооруженным глазом" заглянуть в древнейшие глубины человеческой истории и культуры. Со времен Александра Македонского многие пытаются создать всеобщий язык будущего наиболее известной такой попыткой является эсперанто. Но оказывается, что общий язык существовал в прошлом, на заре истории. Ю. Мосенкис
|